Знаменский скит

Дивногорск как поселение начинался с монастыря

This slideshow requires JavaScript.

 

История нашего Скита началась  19 августа 1888 года,  когда  на землях, отведенных повелением Государя Александра III Красноярскому Успенскому мужскому монастырю, в 30-ти верстах от Красноярска вверх по течению реки Енисей,  была заложена церковь новой иноческой обители, названной  в честь и прославление Образа Знамения Божией Матери (Абалакской ).  Отсюда и название — Красноярский Знаменский мужской общежительный Скит. Основан он был настоятелем Красноярского Успенского монастыря Его Преосвященством Тихоном, Епископом Енисейским и Красноярским.

филарет

иеромонах Филарет

Строителем же и настоятелем Скита стал иеромонах Филарет,  в миру Федор Васильев. Будучи отставным унтер-офицером,  родом из крестьянской семьи, он в 1879 году был зачислен в братство Успенского монастыря и, буквально, за 2 года прошел путь от послушника до иеромонаха.

 В 1883 году за благочестивое иноческое житие и труды по обители Филарет был награжден набедренником. С 1887года, будучи наместником Успенского монастыря, он начинает хлопотать о выделении земли и средств на построение нового Скита. И 25 января 1888г., по Высочайшему повелению была представлена монастырская дача,  в количестве 4602 десятин удобной и неудобной земли от реки Шумихи до посёлка Овсянка, в долине реки Енисей. Место выбрал иеромонах Филарет, плотники срубили сосновый крест и строительство началось.

 Церковь в честь и прославление Образа Знамения Божьей Матери построили за три года. Рассматривая церковь Скита с точки зрения архитектуры, следует отметить, что здание имело традиционную продольно-осевую структуру, так называемый «корабль», где вдоль оси запад-восток выстроены трехъярусная шатровая колокольня с луковичной главкой на шейке. Может, простому человеку представление «корабль» кажется чем-то туманным и непонятным, но «корабль» хорошо виден по чертежам: тут тебе и мачты, тут тебе и паруса. Не каждый на звездном небосклоне видит «Большую медведицу» среди звезд, больше напоминающих ковшик, но в том, что это «Медведица» не сомневается никто. Так вот, каждый православный храм строился по принципу «корабля». С востока к храму примыкала пятигранная алтарная аспида, рубленная «в лапу» без гвоздя, как и колокольня. Оконные проёмы первого уровня представляли  собой тип «ушастых» рамочных наличников с ромбическим рисунком, восходящим к архитектуре барокко. Четырехстенный сруб на колокольне имел с трех сторон по круглому окну типа «тондо». Второй уровень окон был обрамлен простыми наличниками с фронтончиками. Кровля была металлической, окрашивалась в зеленый цвет. Главы храма и колокольни были отделаны в «шапку», т.е. имели четыре ложных люкарны, с характерными для барокко завитками, (для вставок икон) и были ориентированы на четыре стороны света. Все три главы церкви несли кованые кресты декоративного очертания, стоящие на так называемом в архитектуре — «двойном яблоке».

Белый двор

Белый двор

Основной комплекс построек Знаменского Скита, так называемый «Белый двор», находился между Филаретовым  и Гермагеновым ключами включал в себя: «Один храм деревянный; один двухэтажный (странноприимный); три одноэтажных деревянных корпуса для помещения братии; два деревянных одноэтажных корпуса трапезной-кухни и пекарни».

Трапезный корпус и церковь были построены на средства потомственного почётного гражданина Тимофея Космича Матонина, им же она была снабжена необходимой утварью.  Настоятельский корпус был построен на средства Преосвященнейшего Тихона. Западнее его, выше по течению реки через Филаретов ключ, находился «Черный двор» — жилье для сезонных работников, скотные дворы, склады и другие хозяйственные строения.

Гадалов Н.Н.

Гадалов Н.Н.

К лету 1891 года строительство Знаменского Скита было, в основном, закончено, и 8 июля того же года состоялось освящение церкви Епископом Енисейским и Красноярским  Тихоном. Позднее, в 1894 году, на средства купца Ивана Васильевича Попова и потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Гадалова, при Ските была построена часовня в честь святителя Николая, чудотворца.

В том же году часовня была освящена Епископом  Красноярским Александром.   Деревянная часовня свт. Николая встречала посетителей Скита у пристани. Она представляла собой культовую постройку «о двадцати стенах с прирубами», Архитектура часовни  свт. Николая включала в себя также элементы народной архитектуры и модерна.

Красноярск .Скит.Летом 1904 г. во время ремонта  Знаменской церкви мастером Вараксиным здание было обшито тёсом, грани фасада украсили «филенчатыми лопатками». Вся церковь была окрашена в светлые тона, отчего в народе ее прозвали «белой лебедью». Старожилы вспоминали: «Бывало, смотришь на нее издали  и кажется, будто это лебедь белая плывёт вверх по Енисею».

Монахи Скита занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью. Помимо обширных земельных угодий, сдаваемых в наём жителям Зеледеевской волости, монахи  имели кузнечную, сапожную, столярную и портновские мастерские. Имелись у них ScannedImage-3смолокуренный, кирпичный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, а также подсобное хозяйство в устье р. Минжуль. Для пропитания братии был арендован под Туруханском рыболовный участок «Насоновский-5». В районе реки Маны находились пахотные и сенокосные земли. Важно отметить, что благодаря своему удобному расположению (Скит находился на самом берегу Енисея), он являлся  первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам  проплывавших мимоkrasnoyarsk bereg eniseia bliz skita_1903  судов:  выпечку, мед из собственных пасек, а также цветы, грибы и ягоды, которых было в изобилии в окрестных лесах.   Помимо этого, в часовне на берегу реки регулярно проводились молебны. Здесь же прихожанам предлагалось приобрести свечи, кресты и прочую мелкую церковную утварь.При энергичном, целеустремленном, с высокими организаторскими качествами Филарете, Скит развивался очень быстро. Уже через 4 года после основания, в 1892 году,Знаменский  Скит получил статус  самостоятельного монастыря, хотя по-прежнему именовался Скитом. В это же время Филарет был рукоположен в игумены. И именно при о. игумене Филарете он достиг пика духовного и материального развития.
Слайд1Еще в 1887г. казаком Кассианом Бабенковым была привезена в Красноярский Успенский мужской монастырь и передана наместнику монастыря иеромонаху Филарету (Васильеву) икона — список с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», написанной для церкви села Абалак, близ Тобольска, в 1636 году, а оттуда, 26 ноября 1889 г.  она была привезена  в Красноярский Знаменский Знаменский мужской общежительный Скит, где основателем, строителем и первым игуменом и стал о.Филарет. После освящения 8 июля 1891 г.  скитской церкви в честь иконы «Знамение»Абалакская, икону установили перед царскими вратами. В день празднования Абалакской иконы (27 ноября), во временном домовом храме была совершена первая Божественная Литургия. В 1907г., святейший Правительствующий Синод признал икону чудотворной. 

IMG_1852_(1)

Знаменский мужской монастырь был широко известен среди православных не только своими благочестивыми деяниями, но и своей храмовой  святыней. Монахи совершали с нею крестные ходы по деревням и селам Красноярского, Минусинского, Канского уездов.

В Скиту была открыта школа, где монахи и послушники обучались по программе церковно-приходских школ, был создан приют для инвалидов войны.

Знаменский скит неуклонно разрастался: если в 1984 году братия составляла всего 6 человек, то в 1909 году при монастыре числилось около 50-ти, не считая богомольцев, также живших там. Скит получил широкую известность  своей христианской святостью, поэтому сюда стекались богомольцы из многих Епархий России, прибывали православные из-за рубежа. Скит посещало до пяти-шести  тысяч паломников в год, благодаря чему ежегодный доход его составлял около 6 тысяч рублей. Так как Филарет к тому времени был рукоположен в игумены, это означало, что ему были подотчётны все монастыри Енисейской Епархии.

IMG_1855_(1)К епархиальному начальству обращались жители Зеледеевской волости с просьбой о крестных ходах по деревням и селам с иконой Знамение Божией Матери Абалакской.

Знаменский Скит играл немаловажную роль в жизни губернии. Он был духовным центром не только окружающих его деревень, но и  распространял свое влияние на близлежащий Красноярск, где имел подворья, а также на Минусинский и Ачинский уезды. На озере Кызык-Куль в часе езды от Минусинска стараниями игумена Филарета выросла часовня. В горной чаше острогов Кузнецкого Алатау на озере Инголь, этом «Сибирском озере Рица», стараниями братии был привезен кирпич собственного заводика и заложен монастырь в честь Иконы Скорбящей Божьей Матери. Еще до середины 1960 годов там лежал, (а может и сейчас лежит и ждет своего часа) кирпич, изготовленный на заводике Знаменского Скита…

Знаменский Скит вел обширнейшую переписку от Валаамского монастыря до православной миссии в Пекине. А незадолго до революции в 1916 году был освящен и новый храм-больница «при строителе его иеромонахе Серапионе».  По рассказам старожилов на левом берегу Енисея, в районе реки Минжуль, была часовня, вероятно, принадлежавшая Знаменскому Скиту, так как в 2-3 км вверх по этой речке и ныне существует заброшенный фруктовый сад Скита. Еще до недавнего времени стояли там несколько построек, но до наших дней они не сохранились.

Скит, ко всему прочему, был вооружен. Для защиты от «лихих людей» имелось 9 винтовок системы Мосина и два револьвера системы «Наган». До наших дней дошел документ, в котором Филарет ходатайствует о предоставлении монастырю необходимого числа патронов к имеющемуся оружию.

В 1909 году свт. Филарет покинул Знаменский Скит, унося с собой не только имя строителя, но и сам дух истинной веры и благочестивого жития, благодаря которому так высоко вознесся Красноярский Знаменский мужской монастырь. ( Некоторые источники указывают на то, что он умер в 1910 году и захоронен в Скиту, однако, доказательства этого на сегодняшний день  пока не найдены).

При его приемниках, иеромонахе Митрофане, а с 1915г. иеромонахе Антонине,  духовная жизнь монастыря постепенно пришла в упадок, о чем свидетельствуют появившиеся в это время жалобы в полицейское управление на недостойное поведение послушников Знаменского монастыря. Что же касается материального наследия Скита, то в течение 8-9 лет после ухода Филарета оно оставалось на должном уровне, но, начиная с 1918 года, ситуация резко меняется: большинство наёмных рабочих и крестьян из близлежащих деревень были мобилизованы в армию Колчака, некоторая часть крестьян присоединилась к партизанам заманья. Приток послушников в монастырь практически прекратился. Не хватало рабочих рук для ведения хозяйства. Весной 1919 года, с благословения Енисейского Епархиального Совета, братии Успенского монастыря и Знаменского Скита соединились в одно братство, с помещением его в Знаменском Скиту. Наставником стал иеромонах Енисейского Спасского монастыря, Тихон.

Тяжелые времена наступили с началом Гражданской войны. В связи с неспокойной обстановкой, царившей вокруг, монахи вынуждены были прекратить крестные ходы, приносившие немалую прибыль еще два три года назад.

АК концу декабря 1919 года начались боевые действия 5-ой Красной армии под командованием Г.Х. Эйхе на территории Енисейской губернии. 2 января 1920 года, 88-я бригада 30 дивизии ворвалась в Ачинск и после упорных уличных боев взяла город. Между тем, в Красноярске подпольный военно-революционный штаб подготовил восстание, и в ночь с 3 на 4 января 1920 г., вспыхнул, организованный большевиками, вооруженный мятеж. Власть в городе перешла военно-революционному штабу, а с 5-го января начались бои за Красноярск с отступающими отрядами колчаковцев. После упорных боёв белогвардейцы частью сдались, частью продолжили отступление, переправившись через Енисей в районе поселка Овсянка.

С юго-запада наступал партизанский отряд Кравченко-Щетинкина. После Трифоновского боя (23 декабря 1919 г.) партизаны разделились на две колонны. Одна, во главе со Щетинкиным, двинулась на Ачинск, а другая, под командованием Кравченко,  на Красноярск через Балахту и Даурского. Колонна, которую вел по Енисею А.Д. Кравченко, двигалась медленнее. Тяжелый обоз с пехотой и фуражом для кавалерии и подвод задерживали движение. 5 января 1920 года, передовые отряды Кравченко достигли Знаменского монастыря, который  сразу привлек их внимание.

Люди были утомлены длительным переходом и не хотели упускать представившуюся им возможность отдохнуть. К тому же, не было сомнения в том, что у монахов были приличные запасы продовольствия и вина. Партизаны оставались в монастыре 2-3 дня. Во время своего пребывания, они убили троих монахов, тела которых пустили под лед.

7 января 1920 г., передовые отряды партизан вступили в пос. Овсянка, а 8 января — в Красноярск, где уже находилась Красная Армия. Вскоре, 7 февраля,  адмирала А.В. Колчака расстреляли без суда, в устье реки Ушаковки, близ ее впадения в реку Ангару, по распоряжению Иркутсткого военно-революционного комитета. Тело было опущено в прорубь и унесено течением.

После разгрома колчаковских войск, часть офицеров рассеялась по близлежащим селениям, таёжным избушкам, заимкам. Некоторые объединялись в группы. Для борьбы с ними был организован специальный отряд, а по Енисею установили вооруженные дозоры, одним из которых был задержан около д. Потапово священник, предъявивший удостоверение личности, заверенное церковной печатью Епархиального ведомства. Одет он был в подрясник, как священник, но волосы на голове были коротко острижены. При тщательном обыске под санями между полозьями был обнаружен подвязанный фанерный ящик, в котором нашли ружье, патроны к нему и документы. Святой отец оказался хорунжим Красноярского казачьего дивизиона и пробирался в Казачий Каратуз. Церковные документы, лошадь с санями и священническую одежду он взял в Скиту. Был также случай убийства дозорного. Поймать преступника не удалось, но, по свидетельству встретившихся ямщиков, подходящий под описание человек направлялся дорогой в Знаменский Скит. Было отмечено несколько случаев нападения на проезжающих.

Нападавшие,  при этом, всегда скрывались в районе треугольника: Знаменский Скит — Известняковый карьер — Манская заимка.

Обо всем этом незамедлительно докладывалось Ачинскому уездному и Красноярскому губернскому комиссарам. Вследствие чего, весной 1920 г. монастырь был закрыт.  Часть монахов забрали в Красноярск в губернский комиссариат, несколько человек осталось в Ските до мая 1920 года. По сути, на этом и закончилась история Красноярского Знаменского мужского общежительного Скита.

Но известно, что в Ските был некий монах Серафим, живший отшельником в своей келье, находившейся в отдалении от основных построек. Он прожил там вплоть до 30-х годов.

IMG_1846_(1)В монастыре сломали и всю утварь, кресты, решетки, колокола отправили на лотах в Красноярск, где они канули в Лету. Церковь переоборудовали сначала в детский дом, который в 1921 году был переименован в детский трудовой городок №2.   Затем отдали под опытное хозяйство Красноярского лесхозтехникума. Тогда же был посажен дендросад с липами, дубами, орешником и манжурским орехом. Есть, однако, сведения, что начало саду было положено монахами. Эту точку зрения доказывает сохранившаяся аллея сибирских кедров, имеющая возраст более 80 лет.

ScannedImage-7До настоящего времени сохранилось перестроенное здание Знаменской церкви, успевшее побыть еще и общежитием для приезжих гидростроителей.

В 1956 году началось строительство Красноярской ГЭС и о Ските, казалось бы, забыли. Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г., посёлок Первосторители ГЭСрасширился   и получил  название  Дивногорск.ScannedImage-21 Однако,  Дивногорск, как поселение, всё же начинался с монастыря. 
Название он получил от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. Город с 1963 г.
Известно также, что часовня во имя святителя Николая, чудотворца простояла вплоть до 1955 года, и затем,  в 1956 году, ее перенесли на 300 метров вверх по течению Енисея. Приспособили ее1-1 сначала под пекарню, потом под сторожку и, в конце концов,
сломали за ненадобностью. Остальные здания Скита или разобрали, или частично перенеси в «Индивидуальный» посёлок.   ее снесли. Один из крестов еще долго пролежал на берегу реки, разорители не успели его вывезти, однако, затем бесследно исчез.  В Красноярске еще сохранился кирпичный забор вокруг Покровской церкви, сделанный из кирпича с заводика Знаменского Скита.

Но до сих пор в здешних названиях сохранилась монастырская тематика, напоминающая о существовавшей когда-то Святой обители: «Филаретов» ключ, «Гермагенов» ключ, «Святой колодец», «Монастырская стенка», скала «Монах» Последняя находится на левом, почти отвесном 

W3ECZcsoJ7Q (1)берегу Енисея, на головокружительной высоте. Скала напоминает фигуру человека, одетого в рясу с капюшоном-клобуком. Она овеяна многими легендами. Одна из них рассказывает о согрешившем иноке, посланном через реку. Ему предстояло высечь из прибрежной скалы у Медвежьего ручья своего собрата, но, сорвавшись, он так и не закончил свою работу. В память об этом печальном событии у подножия горы стоял большой крест. Долгие годы его было хорошо видно с проплывающих мимо пароходов. Другая легенда рассказывает о несчастной любви инока к мирской девице, заканчивается она так же печально. Скала «Монах»  является хорошим ориентиром и включена в лоцманские карты. Для лучшего ориентира ее окрашивают в белый цвет. Существует также легенда о том, как настоятель обители послал монахов высечь из скалы памятник всем монахам-отшельникам, но на середине реки их постигла трагическая участь.

Но не только легенды прославляли здешние места. Одним из прообразов старообрядческого Скита в известной трилогии Алексея Черкасова («Хмель», «Черный тополь», » Конь рыжий») является наш Знаменский Скит. Сходство усиливается  благодаря совпадению имен настоятелей обоих Скитов.

Только и осталось, за этим сильно изменившимся местом при въезде в Дивногорск, его название  «Старый Скит». Но большинству из проезжающих и проходящих мимо людей невдомёк, что это здание на окраине города когда-то было православным храмом. Сегодня остался чудом сохранившийся бревенчатый сруб,  да покосившийся надгробный камень Иакова Гарича. Кстати, нет никаких данных, что послушник захоронен именно на том месте: камень, мог быть перенесен туда.

Последние  годы обветшавшее здание используется  Дивногорским  фондом  художников под мастерские. К дендросаду добавили розарий. Сейчас в этом мини-парке произрастают 43 вида деревьев и кустарников, 23 из которых интродуценты — не характерные для данной местности деревья.

Подводя итоги, можно с уверением сказать, что для г. Дивногорска,  Старый Скит является  очень ценным историческим  памятником, отличающимся своей самобытностью. Реконструкция этому зданию необходима, дабы наши корни не канули в Лету… Нужно, чтобы новое поколение не только узнавало из книг об истории возникновения города Дивногорска, но и видело наяву,  чтило память святых отцов, бережно относилось к памятнику и помнило, как все начиналось…

Мы молимся за каждого насельника Скита поименно и за тех, чьи имена нам неизвестны.

Упокой, Господи, души рабов твоих…

ккм_3377_32_Крестный_ход-1910-11

*******************************************************************************

Смотреть фильм «Знаменский скит. Дивногорск. Начало.»

 

Просмотры (1286)

Перейти к верхней панели